Жительница Усть-Лабинского района обвинила правоохранителей в сокрытии убийства

Жительница Усть-Лабинского района обвинила правоохранителей в сокрытии убийства

В начале марта в соцсетях Усть-Лабинского района появилась информация, выставленная девушкой - дочерью умершего в декабре мужчины - которая обвинила сотрудников полиции и следственного комитета в сокрытии фактов убийства ее 51-летнего отца. Мы решили разобраться.


Смерть на кладбище

По информации Следственного комитета, мужчина не выходил на связь с 6 декабря прошлого года, а его тело было обнаружено 9 декабря на краю кладбища в хуторе Огонек (Некрасовское сельское поселение). В нескольких метрах от него находилась запертая машина «Ниссан-Глория» с ключами зажигания внутри, принадлежащая погибшему.

На своей страничке в соцсети девушка пишет (стилистика сохранена) : «Мой отец уехал 6 декабря в 17.00 из дома, когда мы позвонили ему в 19.36 он сказал, что в гостях у соседа, в понедельник мы начали звонить ему. Телефон был выключен. В машине была зарядка, поэтому нам показалось ну очень странным то, что телефон сел. Он мог уехать к друзьям на сутки и выключить телефон, поэтому сразу мы не начали его искать. 

Во вторник я начала звонить ему, телефон также был выключен. В среду хотели пойти писать заявление о пропаже человека, но нас опередил звонок соседа, который гулял с собакой и увидел нашу машину на кладбище. После звонка туда пришел родственник, следом за ним приехала я… Машина была закрыта, в машине палки, все сиденья передвинуты, куртка папы на заднем сиденье. В 15 метрах лежал папа, без куртки, в свитере и одном кроссовке. Второй кроссовок лежал в 10 метрах от него. У отца отсутствовали глаза, вырвано с двух сторон, где сонная артерия, сломан нос, лицо все в ссадинах, на шее следы удушения, голова вся в ссадинах. По приезду медики поставили смерть от того, что он замерз….»

Девушка пишет, что заключение вскрытия ждали из Кропоткина три месяца, в итоге им сказали, что человек замерз. А то, что над телом, якобы, надругались, нет ни слова. Далее она пишет, что машину не вскрывали, отпечатки пальцев не снимали, детализацию звонков с телефона не делали. «Сейчас все идет к тому, что надо делать повторную экспертизу, но повторная – это раскапывать папу, а этого делать вообще не хочется…»

Судя по сообщению девушки, родственники все еще считают, что имело место убийство и хотят найти преступников. Для пользователей соцсетей, не обладающих достаточной информацией и знаниями, вроде бы все ясно: кровь, следы, труп. Криминал налицо! Однако, чаще всего в таких случаях родственники сообщают публике лишь часть правды, опуская существенные моменты и в итоге меняется вся "картинка".


Упрямые факты

Девушку понять можно – боль от потери родного человека вызывает всплеск эмоций, и, порой, сложно смотреть на вещи объективно. Тогда как оперативники и Следственный комитет опираются только на факты.

Мы обратились в Следственный комитет, проводивший проверку по факту смерти гражданина К. с просьбой разъяснить ситуацию. Как и предполагалось, девушка скрыла главное. Ее отец был наркоманом со стажем. В 2004 году он был судим за групповую кражу с незаконным проникновением в помещение, а в 2007 и 2008 годах – по статье «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».

Судмедэкспертиза установила, что в момент смерти мужчина находился в состоянии наркотического опьянения – употреблял синтетический наркотик, являющийся производным метилэфедрона. Следы нашли в моче умершего.

Но и это еще не все. В ходе проведения проверки другая родственница погибшего рассказала, что мужчина употреблял наркотические вещества, которые вводил себе внутривенно. Когда находился в состоянии наркотического опьянения, то дома не находился. Показания задокументированы.

Вывод судебно-медицинской экспертизы гласит, что "причиной смерти явилась гипотермия – общее переохлаждение организма, что подтверждается результатами вскрытия и дополнительного судебно-гистологического исследования. Каких-либо прижизненных телесных повреждений, состоящих в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти не обнаружено".

Что касается отсутствия глаз, вырванной сонной артерии и ссадин, то, как бы это жутко не звучало, то это следы «работы» птиц и животных. На кладбищах полно голодных бродячих собак. По словам заместителя руководителя Следственного отдела СУ СКР по краю Тенгиза Ильясова, эксперты обнаружили на теле следы зубов животных. В судебно-криминалистической практике давно доказано, что в первую очередь животных и птиц «привлекают» открытые участки трупа, в первую очередь лицо.

Судя по данным метеорологов, с 6 по 9 декабря 2020 года ночная температура в Усть-Лабинском районе опускалась до -4 градусов. По информации Госкомитета судебных экспертиз, смерть от переохлаждения может наступить при температуре от 0 до -10 градусов, хотя чаще этот происходит при температуре от -10 до -20. Судмедэкспертам не сложно определить смерть от переохлаждения – видны изменения в сосудах и внутренних органах, кровоизлияния, изменение цвета крови и т.д.

Ссадинах на лице и «следы удушения», неспециалисты часто путают с трупными пятнами. Смерть от удушения сопровождает целый ряд морфологических признаков, не заметить которые эксперт просто не может. Например, кровоизлияния во внутреннюю оболочку глаз. Их видно сразу.


Предположения и логика

Умерший на кладбище мужчина, как пишет дочь, в момент обнаружения был в одном свитере. И это при минусовой температуре воздуха и наркотическом опьянении!  Человек мог выйти из машин и случайно захлопнуть дверь. Как установила проверка, ключи остались в закрытой машине, рядом были обнаружены деревянные палки, которыми он предположительно, пытался что-то достать из машины. Предположительно, ключи или куртку. Жил мужчина в том же поселке, то есть вполне мог дойти до дома и пешком, при условии адекватного состояния и способности ориентироваться. А «под кайфом», да если еще и ночью, в полной темноте… 

Правоохранительные органы возбуждают уголовное дело только в случае подтверждения судмедэкспертизой следов криминала. До этого проводится проверка. Причиной криминальной смерти должно стать какое-то механическое воздействие на жизненно-важные органы человека другим человеком: нож, топор, удавка, пуля, какой-то тупой твердый предмет. Если ничего этого нет – уголовное дело не возбуждается. Не было поводов возбуждать и в данном случае.

Даже если предположить, что незадолго до смерти мужчина с кем-то дрался и синяки на теле – не трупные пятна, а именно ссадины, то они все равно не могут являться причиной смерти и даже вредом здоровью. А это означает, что смерть не криминальная. 

К полиции и следствию здесь, на наш взгляд, вопросов быть не может. А вот к кому действительно могут быть вопросы, так это к сотрудникам ГАИ, у которых дважды судимый наркоман несколько лет управлял автотранспортом «под дозой», разъезжая по улицам города и поселения.


Про повторную экспертизу

Дочь погибшего мужчины планирует проведение повторной судмедэкспертизы. Может действительно, стоит попробовать провести независимую СМЭ в другом регионе? И эксгумация для этого не обязательна – в «мокром» архиве Бюро СМЭ хранятся образцы внутренних органов и поврежденных участков кожных покровов каждого трупа, как раз для таких случаев. Правда, стоимость такой экспертизы исчисляется шестизначными цифрами. В Усть-Лабинском районе уже были случаи попыток доказать ошибочность выводов экспертов. В одном случае это даже удалось.

Во всем этом мы пытались разобраться к тому, что благодаря таким сообщениям в соцсетях, страдает репутация и Следственного комитета и оперативников. Между тем в Усть-Лабинском районе на сегодняшний день нет ни одного нераскрытого убийства. И это – показатель.